Факты, которые мы приводим в этой статье, применимы к разным металлизированным краскам.
При использовании "золота", как и при других отделочных работах, важно понимать, какой эффект вы желаете получить. Иначе продукция может быть испорчена, а результат станет поводом для расстройств из-за неоправданных надежд и потраченных денег.
Мы постараемся подробно рассказать об особенностях получения "золотого" оттиска на мелкотиражной листовой продукции (термоперенос, эмбоссирование, флексография, тампопечать и т.д. рассматривать не будем).
Тиснение золотой фольгой
На фото разные оттенки фольги для тиснения:
Тиснение фольгой чаще всего используют для изготовления упаковки, и продукции представительского класса (открытки, конверты, папки и т.п.).
Плюсы работы с фольгой:
- Яркий и насыщенный оттиск (блестит).
- Широкий выбор оттенков "золота".
- Универсальность выбора бумаги.
Основные три вида золотой фольги:
- матовая,
- глянцевая,
- с голографическим эффектом.
Нюансы:
- Стоимость тиснения фольгой кому-то может показаться достаточно высокой.
- Также тиснение фольгой требует изготовления клише и приладки, что увеличивает срок производства тиража.
- При работе с фольгой невозможно сделать золотой градиент (т.е. переход от светлого золота к более насыщенному).
- Есть определенные ограничения по возможному размеру самого оттиска.
«Золотая» шелкография
Шелкографию золотыми красками чаще всего применяют для производства визиток, папок, конвертов, открыток, пакетов и т.п.
Плюсы использования золотой краски:
- Отсутствие необходимости делать клише.
- Возможность печатать по уже готовым плоским изделиям.
- Возможность работы с достаточно тонкими линиями и крупными изображениями.
Нюансы:
- Нет ярко выраженного металлического блеска (фольга блестит сильнее).
- Ограничение при выборе материалов (на "шероховатых впитывающих" бумагах оттиск будет "проваливаться", т.е. будет смазываться и впитываться, получится неровным и неярким).
- Невозможность создания градиента.
Прямая печать золотой краской на цифровых машинах
На фото вы видите печать с одного и того же макета при помощи цифровой машины, но на разных бумагах. Сверху – невпитывающий сорт бумаги, снизу – впитывающий.
Печать золотой краской подходит для изготовления визиток, открыток, пригласительных, сертификатов и т.п.
Плюсы цифровой печати золотой краской:
- Достаточно высокая скорость производства.
- Возможность печати градиента.
- При правильном подборе материла — возможность добиться эффекта тиснения.
Нюансы:
- Печать осуществляется только по листовым материалам (бумаге или картону).
- Невозможно печатать по готовым изделиям.
- Зависимость итогового цвета оттиска от покрытия материала (оттиск может сильно поменять свой цвет (например: от ярко-золотого, до потускневшей бронзы или практически зеленого).
- Необходимость учитывать требования для печати на цифровых машинах: ограничения по плотности материала (чаще всего до 350 гр/м2) и формату (SRA3, 450x320 мм) и т.п.
Использование золотой бумаги и печать по ней (чаще всего цифровая)
На фото вы видите печать в 1 цвет (черный) по металлизированной «золотой» бумаге:
Очевидный плюс такого выбора: бюджетность.
Нюансы: краска хорошо ложится не на все золотистые бумаги.
Использование металлизированных бумаг — отдельная большая тема, которую мы подробно рассмотрим в другом материале.
Фольгирование
Что такое фольгирование? В двух словах, это ламинация по ламинации.
Фольгирование используют для производства листовок, открыток, визиток, грамот и сертификатов. Оно идеально подходит для мелких тиражей наклеек (для больших тиражей используется флексопечать).
Плюсы фольгирования:
- Короткие сроки производства.
- Выраженный (но глянцевый) блеск.
Нюансы:
- К фольгированию применимы все ограничения для цифровой печати: по формату, плотности и т.п.
- Фольгирование ложится только на уже заламинированные листы, поэтому использовать текстурные дизайнерские бумаги нет смысла.
- Возможно неидеальное сцепление с поверхностью и эффект мерцания, если в изделии используется темный фон.
- Градиент невозможен.
Офсетная печать (стандартная) краской «бронза» Pantone
Как вы уже догадались из названия, офсетная краска имеет все же не золотой, а бронзовый оттенок, то есть это не совсем «золото», но близкое решение. Применимо для любой полиграфической продукции.
На фото вы видите пантонные веера, между ними фольга для тиснения. Второе фото сверху – печать бронзой, снизу – прямая печать на цифровой машине.
Плюсы офсетной печати бронзовым пантоном:
- Возможность печати на больших форматах (до А1).
- Возможность использования градиентов.
- Возможность сочетать это способ печати с остальными видами печати (т.е. после офсетной печати вы можете добавить любой другой вид нанесения).
Нюансы:
- "Стандартная" офсетная печать ложится на впитывающие материалы, яркий насыщенный оттиск "золота" (как при тиснении) не получится.
- Нет смысла печатать на темных сортах (нет эффекта).
- Невозможность печати по готовой продукции.
Офсетная печать фолиевыми красками
Данный вид печати применяется для производства любых полиграфических изделий.
Плюсы офсетной печати золотой фолиевой краской:
- Возможность печатать на разных форматах (до А1).
- Печать по невпитывающим материалам (в том числе по пластику).
- Яркость и насыщенность оттисков.
Нюансы:
- Использование узкоспециализированного оборудования (есть у небольшого количества типографий).
- Высокая стоимость нанесения.
- Невозможность печати по готовым изделиям.
Использование металлических (никелевых) наклеек
Еще один вид нанесения "золота" на любую готовую продукцию — металлические наклейки. Этот способ нельзя назвать печатью, но стоит его упомянуть как альтернативный вариант.
Сами наклейки дорогие, к тому же требуется ручная работа по их приклеиванию.
Но эффект получается потрясающий. Ярко, красиво.
К тому же нет привязки к конкретным тиражам: вы можете заранее изготовить наклейки, а имея запас таких наклеек со своим логотипом, можно персонализировать любую продукцию.